Основы конкурентной разведки.
 

Этапы конкурентной разведки

 

Главная

Введение

Терминология

Этапы КР

Построение КР

Информация в КР

Оценка результатов

Итоги и ссылки

 

 

Прежде чем вести КР, ее надо подготовить, следовательно, выделяются два важных этапа: подготовка и ведение.

ПОДГОТОВКА КР.

В общем случае этап подготовки КР включает:

  • определение тем разведывательной информации;

  • формулирование поставленных задач;

  • анализ и оценку конкурентной обстановки;

  • планирование (детальная разработка содержания и последовательности решения разведывательных задач).

Очень часто в практической деятельности специалистов используется иная терминология, которая отличается от вышеизложенной, но не искажает содержания и смысла процесса подготовки.

Когда руководство компании определило, что разведка все – таки нужна, обязательно возникает проблема – а чем, собственно, она будет заниматься? Почему? Ответ прост – потому, что ясно и четко сформулировать свою идею, разбить свою мысль на резко очерченные фрагменты, понятные исполнителю довольно сложно. В конкурентной разведке этого необходимо избежать, так как неверная постановка задачи (ее расплывчатая, невнятная формулировка) приведет к тому, что целая система будет работать в холостую.

В КР всегда очень много внимания акцентируется на том, что иностранные специалисты называют определением тем разведывательной информации. Сотрудник КР обязан выявить и конкретизировать потребности руководства, которые относятся именно к разведывательной информации и, в конечном счете, помочь себе и руководителю сформулировать задачи, решением которых будет достигнута цель КР.

Выявление тем РИ проводится в форме интервью на старте программы КР. Как правило, кроме выявления тем РИ, определяется направленность действий и приоритеты КР. Эти же данные позволяют предварительно оценить необходимые кадровые ресурсы и финансовые затраты.

Темы разведывательной информации могут быть распределены по трем функциональным группам:
1. темы РИ, знания по которым помогают достичь стратегических целей компании (разработка стратегических планов, стратегий).
2. темы РИ, через которые составляются прогнозы (гипотезы, сценарии) возможных развитий событий: действий конкурентов, правительства, органов власти и т.д.
3. темы РИ, касающиеся описания (профилей) объектов разведки, в том числе конкурентов, клиентов, поставщиков, регулирующих органов и потенциальных партнеров.

Сотрудник конкурентной разведки при выявлении тем разведывательной информации может действовать по трем основным вариантам:

  • проявить инициативу и выяснить, какая разведывательная информация нужна руководителю;

  • самостоятельно решить, какая разведывательная информация требуется вышестоящему руководству, и предоставить ее наверх;

  • ожидать, пока руководитель не запросит информацию и затем приступить к ее сбору и обработке.

В практической деятельности любой специалист КР применяет все три варианта действий. Но практика показывает, что с наибольшими трудностями сотрудник КР сталкивается в первом случае.

После того, как темы РИ сформулированы, необходимо конкретизировать, решением каких задач эта РИ будет добыта.

Суть этого процесса можно выразить как формализацию тем РИ. При этом специалист КР должен стараться избегать общих фраз, не несущих конкретного смыслового содержания. Задачи рекомендуется начинать со слов: выявить, вскрыть, определить, обнаружить, рассчитать, установить и т.д. Задача должна быть поставлена так, чтобы не вызывать двоякого толкования и желания сделать поменьше работы.

Исходными данными для планирования КР являются:

  • задачи, поставленные вышестоящим руководством компании;

  • заявки от руководителей структурных подразделений компании;

  • заявки от других пользователей разведывательной информации;

  • рекомендации внешних консультантов по конкурентной разведке;

  • итоги работы подразделения КР по выполнению предыдущих задач;

Планирование КР включает:

  • уяснение целей и задач КР на планируемый период;

  • оценку обстановки и детальную разработку содержания и последовательности решения поставленных задач.

Эту обстановку можно назвать по аналогии с конкурентной разведкой конкурентной обстановкой. В литературе по КР специалисты по разному называют данное понятие (например, конкурентная среда), однако суть от этого не изменяется.

Основными элементами конкурентной обстановки, которую необходимо оценить, являются:

  • конкуренты (профиль конкурента);

  • компания, ведущая КР (профиль компании);

  • экономические, законодательные, криминальные, физико-географические, гидрометеорологические и другие характеристики районов их действий.

Под анализом конкурентной обстановки понимается изучение имеющихся сведений и данных, характеризующих все три элемента обстановки; выявление причинно-следственных связей и отношений между фактами, событиями, явлениями и процессами, относящимися к обстановке; обнаружение и выявление изменений и тенденций в состоянии и развитии ее элементов. Оценка обстановки является, по существу, заключительным этапом анализа, она базируется на результатах анализа, конкретизирует его содержание и представляет собой целенаправленную творческую деятельность по выявлению как основных, решающих, так и второстепенных факторов обстановки, учет и использование которых ведет к достижению поставленных целей и решению задач.

В любом случае результат планирования конкурентной разведки должен быть документально оформлен для утверждения вышестоящим руководством.

ВЕДЕНИЕ КР.

Этапы ведения конкурентной разведки – сбор, обработка и распределение - выделены довольно условно, так как в литературе по конкурентной разведке существует множество мнений по данному вопросу. Краткое раскрытие содержания этапов сделано на странице Терминология. Подробно же описать сбор, обработку и распределение в рамках сайта не представляется возможным.

Материалы и сведения КР через систему сбора поступают в орган обработки. В результате обработки собранных сведений и материалов формируется:

  • описание разведываемых объектов;

  • описание их деятельности;

Опыт говорит, что эффективное распределение разведывательной информации (а иначе – разведывательных сведений) – это один из основных проблемных моментов в конкурентной разведке.

Предотвращать проблемы необходимо в самом начале процесса конкурентной разведки, а именно на этапе постановки задач. Специалисты КР должны четко представлять: кто поставил задачу и кому необходимо предоставить разведывательные сведения.

 

Главная  Введение  Терминология  [ Этапы КР ]  Построение КР  Информация в КР  Оценка  результатов  Итоги и ссылки

Используются технологии uCoz