Основы конкурентной разведки.
 

Введение в сферу конкурентной разведки

 

Главная

Введение

Терминология

Этапы КР

Построение КР

Информация в КР

Оценка результатов

Итоги и ссылки

 

 

Разведка в бизнесе проходит под многими названиями, например как: конкурентная разведка (разведка конкурентов), экономическая разведка, бизнес – разведка, деловая – разведка и т.п. Существует несколько полярных мнений относительно предмета «конкурентная разведка»:

1. в управлении бизнесом главное не аналитика, а шпионаж. Хотя грамотные решения принимаются обычно на основе анализа рынка, изучения предпочтений клиентов и т.д., тем не менее, никто и никогда не знает, как отреагирует конкурент на те или иные действия. В бизнесе нет правил, автоматически ведущих к успеху. Поэтому на первое место сегодня выходит именно промышленный шпионаж;

2. термин «конкурентная разведка» не применим в предпринимательском секторе экономики, так как речь идет скорее о сборе конкурентных данных, необходимых для обеспечения устойчивого функционирования организации в условиях неопределенной среды, а термин является механическим заимствованием зарубежного аналога;

3. термин «конкурентная разведка» становится рабочим. В качестве аргументации приводят опыт США, Японии, Швеции, где конкурентная разведка – самостоятельная отрасль экономики. Но механическое перенесение зарубежного опыта на российскую действительность не приводит к положительным результатам, в первую очередь из-за особенностей зарубежных правовых систем и моделей.

Разведка – это комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обработке и распределению (доведению до заинтересованных инстанций) разведывательной  информации в целях принятия решения.

Сущностью конкурентной разведки является добывание информации, касающейся предстоящих, будущих событий.

Когда этот послезавтрашний день наступает, руководство организации имеет заранее подготовленный и скорректированный прогноз (модель) о наиболее вероятных тенденциях, угрозах и возможностях и рекомендации по их преодолению или использованию с выгодой для организации. Таким образом появляется неоценимое преимущество по сравнению с остальными участниками рыночных отношений, пренебрегших возможностями КР и вынужденными тратить временные, финансовые ресурсы на подготовку и проведение мероприятий по выходу из кризисной ситуации.

Конкурентная разведка может помочь в принятии стратегических решений, своевременно предупредить о возможностях и угрозах, оценить конкурентов, отследить их активность и дать рекомендации по эффективной тактике ответных действий. Поскольку рынок имеет конкурентную природу, компании приходят к выводу о том, что они не могут себе позволить делать ошибки. Бизнес - стратегия, выработанная и реализуемая без поддержки КР, может привести к серьезным негативным последствиям.

Всегда и во все времена в военном деле было только два состояния противоборствующих сторон - победители и побежденные. Победа над противником всегда достигается комплексом различных мероприятий, но основа – это наступательные, решительные действия по его поражению на каком – либо главном направлении. Для этого командир (начальник) должен составить детальный план действий, в котором всегда рассматриваются несколько вариантов развития событий. Но нельзя выстроить свой наступательный план действий,  не зная ничего о противнике – когда, кто, где и что делает.

Содержание процесса управления представляет собой: определение цели управленческого цикла, принятие решения, планирование выполнения решения,  организация исполнения решения, регулирование работы в рамках параметров плана, контроль достигнутых результатов. Место конкурентной разведки всегда перед принятием решения после определения цели. Информация от конкурентной разведки – основа для принятия решения.

Принятие решения – это очень важно. Но практика показывает, что есть еще один важнейший аспект применения информации, полученной от конкурентной разведки: именно на основе аналитических выводов специалистов КР все крупнейшие компании мира в вопросах долгосрочного планирования используют практику построения моделей (сценариев) возможных вариантов развития событий (конкурентной обстановки).

Военная организация при соблюдении всех необходимых требований к планированию ВСЕГДА готова к любому развитию событий. Почему бы не делать так в бизнесе?

Развитие и становление системы КР проходит следующим образом:

  • существование компании без конкурентной разведки;

  • осознание руководством необходимости в получении более качественной и целенаправленной информации о конкурентах и рынке;

  • определение места применения информации КР, определение потребителей разведывательной информации;

  • определение цели, функций, задач, объектов и предполагаемых источников информации;

  • уяснение содержания этапов КР;

  • определение и построение структуры КР;

  • формализация (описание) бизнес – процессов КР;

  • система готова к действию. Получение конкретных результатов.

 

Главная  [ ВведениеТерминология  Этапы КР  Построение КР  Информация в КР  Оценка  результатов  Итоги и ссылки

Используются технологии uCoz